Церковь Златоустовского кладбища

История Суздаля в лицах и событиях, дошедшая до наших дней, история не оставшаяся навсегда только в книгах, но нашедшая своё продолжение... Если Вы можете поделиться уникальной информацией или наоборот хотели бы найти что-то - пишите, мы будем Вам рады.

Модератор: Макс

МихаилБелов
Ремесленник
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 26 апр 2010, 10:28

Церковь Златоустовского кладбища

Сообщение МихаилБелов »

Может ли кто-нибудь из уважаемых форумчан помочь с ответом на вопрос, о какой церкви конца XIX века идет речь: "церковь суздальского городского Златоустовского кладбища"?
Можно ли со всей определенностью полагать, что имеется в виду "Боголюбовская церковь, что на 1 Общественном кладбище г. Суздаля", или на Троицком кладбище была какая-либо еще церковь?
Также, буду очень благодарен, если у кого-нибудь найдутся виды интерьеров и экстерьера этой утраченной церкви.
С уважением,
Михаил Белов
Аватара пользователя
Макс
Потомственный почётный гражданин Суздаля
Сообщения: 1127
Зарегистрирован: 20 окт 2007, 22:33

Re: Церковь Златоустовского кладбища

Сообщение Макс »

Суздаль. Златоустовская кладбищенская церковь.
Начало XX в.
(Памятник не сохранился).
Фотобумага, фотопечать, сепия.
8,5x14. В -9741/36. ФТ -276.
Пост. в 1967 г. от Соболева С.А.
Источник: ВИДОВАЯ ФОТОГРАФИЯ СУЗДАЛЬСКОГО ФОТОГРАФА СОБОЛЕВА А.А. (к. XIX - н. XX вв.) В СОБРАНИИ МУЗЕЯ (К А Т А Л О Г) ВЛАДИМИР 1997 г.

В каталоге ошибка, на самом деле изображена Всехсвятская церковь на Знаменском (Втором общественном) кладбище
Вложения
Златоустовская кладбищенская церковь..jpg
Последний раз редактировалось Макс 30 мар 2011, 12:28, всего редактировалось 4 раза.
Причина: Появление новой информации по данному вопросу (см. http://forum.suzdalonline.ru/viewtopic.php?f=27&t=908&p=10417#p10712
С уважением, Макс.
МихаилБелов
Ремесленник
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 26 апр 2010, 10:28

Re: Церковь Златоустовского кладбища

Сообщение МихаилБелов »

Макс,
огромное спасибо за фотографию.
С уважением,
Михаил
Аватара пользователя
strannix
Степенный гражданин
Сообщения: 1245
Зарегистрирован: 10 окт 2006, 16:36

Re: Церковь Златоустовского кладбища

Сообщение strannix »

А что это за кладбище? Где оно находится (находилось)?
Или это все же Троицкое?
Богат русский язык: зелёная зелень зеленит зелёную зелень - green green green green green...
Изображение
МихаилБелов
Ремесленник
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 26 апр 2010, 10:28

Re: Церковь Златоустовского кладбища

Сообщение МихаилБелов »

strannix
насколько я понимаю, быв. 1Общественное кладбище - оно же Златоустовское, оно же Троицкое
Аватара пользователя
Макс
Потомственный почётный гражданин Суздаля
Сообщения: 1127
Зарегистрирован: 20 окт 2007, 22:33

Re: Церковь Златоустовского кладбища

Сообщение Макс »

Одно из названий кладбищу дала Златоустовская церковь на Всполье (снесена в советское время). Именно за этой церковью во второй половине XVIII века было устроено новое городское кладбище, вынесенное за пределы города в связи с эпидемией чумы. Позднее, в конце XVIII века, на кладбище была построена бесприходная церковь в честь явления Боголюбовского образа Пресвятой Богородицы, с колокольней и кирпичной оградой со Святыми воротами. В советское время эта церковь была разобрана на стройматериалы. (http://suzdal.org.ru/Arhitect/chas_star_kladb.htm)
С уважением, Макс.
Аватара пользователя
Макс
Потомственный почётный гражданин Суздаля
Сообщения: 1127
Зарегистрирован: 20 окт 2007, 22:33

Re: Церковь Златоустовского кладбища

Сообщение Макс »

Вот список церквей Суздаля, разрушенных при Советской власти:

1. г. Суздаль: Димитриевская церковь (церковь Димитрия Солунского), 1773 г. с колокольней 1812 г. — разобрана для строительства городской бани в 1936—1937 гг., резной иконостас пошел на табуретки и столы красноармейцам.
2. г. Суздаль: Тёплый Георгиевский храм 1751 г. с Тихвинским приделом 1803 г. — разобран в 1936—1937 гг. на кирпич для строительства гаража сельхозтехникума.
3. г. Суздаль: Храм Афанасия и Кирилла с колокольней в Кремле (1719 г) — разобран на кирпич для нужд тюрьмы, размещенной в Спасо-Евфимиевском монастыре.
4. г. Суздаль: Теплый Благовещенский собор — сломан в 1959—1962 гг. в ходе реставрации Богородице-Рождественского собора, при котором он был расположен, как «поздняя пристройка». Разобраны были также северный и южный приделы собора.
5. г. Суздаль: Церковь Похвалы Богородицы (Похвалынская) 1725 г., с колокольней ХІХ ст. — в 1937 г. сброшены купола, постепенно разобрана до начала 1950-х гг. Двери и каменные плиты пола были взяты в здание райкома ВКП(б).
6. г. Суздаль: Церковь Варвары Великомученницы (Теплая Варваринская церковь), 1737 г. — 1937 г. сброшены купола, постепенно разобрана до начала 1950-х гг.
7. г. Суздаль: Церковь Иоанна Златоуста, 1727 г. с колокольней 1799 г. — 1939 г. разобрана колокольня, церковь разобрана к концу 1950-х гг.
8. г. Суздаль: Церковь Иоанна Богослова при церкви Ильи Пророка (Ильинский храм) и колокольня Ильинского храма — разрушены в 1937 г.
9. г. Суздаль: Никольская теплая церковь (при сохранившейся Борисоглебской(Источниковой)), 1718 г. — снесена в 1936-37 гг.
10. г. Суздаль: Троицкий собор с колокольней (колокольня принадлежала Троицкому монастырю, сам собор — Ризположенскому до их объединения в 1764 г.), 1700 г.
11. г. Суздаль: Церковь Спаса Нерукотворного, 1734 г. — снесена в 1930-е гг. вместе с оградой и воротами сохранившегося Предтеченского храма.
12. г. Суздаль: Церковь всех святых (Всехсвятская) с колокольней на Втором (Знаменском) городском кладбище, 1794 г. — 1928 г. продан на слом, тогда же разобран.
13. г. Суздаль: Церковь Боголюбской Божией Матери с колокольней на Первом (Златоустовском, или Троицком) городском кладбище (колокольня располагалась осторонь, над Святыми воротами кладбища), 1789 г. — в 1928 г. проданы на слом.
14. г. Суздаль: Теплый храм Андрея Первозванного и колокольня Тихвинской церкви.

Также были разрушены - в Суздале: часовня на Ильинском лугу (у Ильинского храма), усыпальница Пожарского (в Спасо-Евфимиевском монастыре, 1858—1885); теплый Никольский придел при сохранившейся Иоанно-Предтеченской церкви; колокольни сохранившихся Входоиерусалимского, Петропавловского, Успенского храмов; колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских сохранившейся Успенской церкви; святые ворота Входоиерусалимского храма, святые ворота в проходе между Казанской и Воскресенской церквами. В Муроме: колокольня Сретенской церкви; колокольня, пятиглавие, наружный декор Вознесенской церкви (воссозданы); колокольня Покровской церкви и часовня в память храма Кирилла Белозерского в Спасо-Преображенском монастыре; придел Трёх Святителей и св. Пантелеймона у Троицкого собора Троицкого монастыря.

Закрытые или приспособленные

1. г. Суздаль: Ризположенский собор — разобраны главы, служил помещением для энергоподстанции.
2. г. Суздаль: Cретенская церковь - разобраны главы, приспособлена под кинотеатр.
3. г. Суздаль: Входоиерусалимская церковь — использовалась как гараж.
4. г. Суздаль: Церковь Петра и Павла — в 1940-е гг. приспособлена под хлебопекарню.

Первоисточник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0% ... 1%82%D0%B8
С уважением, Макс.
Аватара пользователя
strannix
Степенный гражданин
Сообщения: 1245
Зарегистрирован: 10 окт 2006, 16:36

Re: Церковь Златоустовского кладбища

Сообщение strannix »

Макс писал(а): 2. г. Суздаль: Cретенская церковь - разобраны главы, приспособлена под кинотеатр.
А я все смотрю на фотографию Прокудина-Горского и никак ума не приложу, где в Ризоположенском монастыре могла стоять эта церковь. А оно вон как :)
Богат русский язык: зелёная зелень зеленит зелёную зелень - green green green green green...
Изображение
МихаилБелов
Ремесленник
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 26 апр 2010, 10:28

Церковь Златоустовского кладбища - кто ошибается в атрибуции

Сообщение МихаилБелов »

Уважаемые коллеги,
Еще раз благодарю Макса за выложенную в эту ветку форума фотографии снесенной Боголюбовской церкви на Троицком кладбище. Но в книге А.И.Аксеновой "Суздаль XX век" (изд-во "Аркаим", Владимир, 2003, стр. 73) эта же фотография атрибутируется, как Всехсвятская церковь на Знаменском (Втором общественном) кладбище (прилагаю скан), а на стр. 74 приводится фотография Боголюбовской церкви на Троицком кладбище (прилагаю скан). Может ли кто-нибудь из уважаемых форумчан помочь с ответом на вопрос, все-таки на какой из из фотографий изображена Боголюбовская церковь?
С уважением,
Михаил Белов
Вложения
Боголюбовская церковь по версии АИ Аксеновой
Боголюбовская церковь по версии АИ Аксеновой
Всехсвятская церковь по версии АИ Аксеновой
Всехсвятская церковь по версии АИ Аксеновой
МихаилБелов
Ремесленник
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 26 апр 2010, 10:28

Re: кто ошибается в атрибуции фотографии?

Сообщение МихаилБелов »

Я, признаться, не могу поверить в то, что А.А. Соболев ошибся в атрибуции своей фотографии, а АИ Аксенова обнаружила и "исправила" его ошибку. И гораздо охотнее поверю в то, что подписи к фотографиям могли перепутать, причем запросто, или составитель "соболевского" каталога, или сама АИ Аксенова, или верстальщики издательства "Аркаим".

Но дело в том, что приведенное ниже описание (http://suzdal.org.ru/Arhitect/chas_star_kladb.htm) Боголюбовской церкви на мой взгляд больше "подходит" как раз фотографии этой церкви в версии АИ Аксеновой.

".... Одно из названий кладбищу дала Златоустовская церковь на Всполье (снесена в советское время). Именно за этой церковью во второй половине XVIII века было устроено новое городское кладбище, вынесенное за пределы города в связи с эпидемией чумы. Позднее, в конце XVIII века, на кладбище была построена бесприходная церковь в честь явления Боголюбовского образа Пресвятой Богородицы, с колокольней и кирпичной оградой со Святыми воротами. В советское время эта церковь была разобрана на стройматериалы."

Приглашаю желающих принять участие в "расследовании".
МихаилБелов
Ремесленник
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 26 апр 2010, 10:28

Re: Церковь Златоустовского кладбища

Сообщение МихаилБелов »

Выкладываю фотографию интерьера этой церкви из книги АИ Аксеновой "Суздаль XX век". К сожалению, фотография очень маленькая.
Вложения
интерьер Боголюбовской церкви
интерьер Боголюбовской церкви
Аватара пользователя
Макс
Потомственный почётный гражданин Суздаля
Сообщения: 1127
Зарегистрирован: 20 окт 2007, 22:33

Re: Церковь Златоустовского кладбища - кто ошибается в атриб

Сообщение Макс »

МихаилБелов писал(а): ... в книге А.И.Аксеновой "Суздаль XX век" (изд-во "Аркаим", Владимир, 2003, стр. 73) эта же фотография атрибутируется, как Всехсвятская церковь на Знаменском (Втором общественном) кладбище (прилагаю скан), а на стр. 74 приводится фотография Боголюбовской церкви на Троицком кладбище (прилагаю скан). Может ли кто-нибудь из уважаемых форумчан помочь с ответом на вопрос, все-таки на какой из из фотографий изображена Боголюбовская церковь?
С уважением,
Михаил Белов
Получил четкий ответ из компетентного и сведущего в этом вопросе специалиста:
То, что у книге А.И. Аксеновой названо Боголюбовской церковью на Первом (Златоустовском, или Троицком) городском кладбище, на самом деле изображение Святых ворот этого кладбища с колокольней. Сама церковь видна вдали в арочном проёме.
Всехсвятская церковь на Знаменском (Втором общественном) кладбище в книге А.И. Аксеновой подписана правильно не потому, что она «обнаружила и "исправила" его [Соболева] ошибку», а потому, что она использовала правильно подписанный негатив (или НВ-9994 или НВ-18586/148).
Ошибка произошла в каталоге А.А. Соболева (В-9741/36. ФТ-276), и притом допущена не составителем каталога в 1997 году, а тем, кто вносил в список поступившие от сына фотографа (не подписанные) экспонаты на 30 лет раньше, в 1967 году.
С уважением, Макс.
Аватара пользователя
Макс
Потомственный почётный гражданин Суздаля
Сообщения: 1127
Зарегистрирован: 20 окт 2007, 22:33

Re: Церковь Златоустовского кладбища

Сообщение Макс »

Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии (губ. г. Владимир 1896 г.)
Вып.3 Суздальский и Юрьевский уезды.
Вложения
стр. 83.jpg
Стр. 84.jpg
С уважением, Макс.
Аватара пользователя
Макс
Потомственный почётный гражданин Суздаля
Сообщения: 1127
Зарегистрирован: 20 окт 2007, 22:33

Re: Церковь Златоустовского кладбища

Сообщение Макс »

Вот глава из книги Тимофеевой Т.П. "Лежит в развалинах твой храм..."(О судьбах церковной архитектуры Владимирского края (1918–1939). Документальные хроники). Владимир, 1999.

"СУЗДАЛЬСКИЕ УТРАТЫ

Город-музей Суздаль, прославлен­ными памятниками Кремля, монастыр­ской архитектуры, ансамблями парных посадских церквей, историческими лан­дшафтами, сохранил свои архитектур­ные богатства далеко не полностью. Де­сятилетия антирелигиозного угара ос­тавили и здесь свои разрушительные следы.

К тому времени, когда город стал пред­метом архитектурной реставрации, он уже не досчитывался ряда старинных церков­ных зданий, по-своему замечательных и необходимых в исторической топографии и художественном облике города как це­лого. Вот перечень этих утрат.

1. Дмитриевская церковь 1773 г. с ко­локольней 1812г. и теплым Ге­оргиевским храмом 1751 г. за рекой Каменкой напротив ме­ста Дмитриевских ворот (где теперь Музей деревянного зод­чества).
2. Афанасьевская церковь 1719 г. с шатровой колокольней в Кремле, неподалеку от собора (вблизи пожарной каланчи).
3. Златоустовская церковь 1729 г. с колокольней близ торговых рядов.
4. Похвалынская церковь с колокольней и теплым Варваринским храмом XVIII в. по левую сторону дороги из Ризположенского в Покровский монастырь, перед мос­том.
5. Боголюбовская церковь с колокольней на Первом (Златоустовском, или Троицком) кладбище, XVIII в.
6. Всехсвятская церковь на Втором (Знаменском) кладбище, рубежа XVII-XVIII вв.
7. Ансамбль Троицкой церкви в ограде Ризположенского монасты­ря, конца XVII в.
8. Теплый Никольский храм XVIII и. при сохранившейся Борисог­лебской (Источниковской) церкви.
9. Шатровая колокольня и теплый храм Андрея Первозванного при сохранившейся Тихвинской церкви, конца XVII в.
10. Шатровая колокольня сохранившейся Входоиерусалимской цер­кви, нач. XVIII в.
11. Колокольня и теплая Богословская церковь в ансамбле сохра­нившегося Ильинского храма, XVIII в.; часовня «Божий дом» здесь же, на Ильинском лугу.
12. Шатровая колокольня сохранившейся Петропавловской церкви рубежа XVII-XVПI вв.
13. Теплый Никольский придел при сохранившейся Иоанно-Пред-теченской церкви, XVIII в.
14. Шатровая колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских сохранившейся Успенской церкви XVII-XVIII вв.
15. Мавзолей Д. М. Пожарского в Спасо-Евфи-миевом монастыре по проекту академика Алексея Максимовича Горно­стаева, 1858-1885 гг.

Этот скорбный список дополняют разоренные церковные инте­рьеры, уничтоженные для смывки позолоты иконостасы, разбитые и утилизированные на лом колокола и ограды. Добавляется сюда и противоестественное использование церковных зданий «для социа­листических нужд».

Декрет от 23 января 1918 г. 66 отделении церкви от государства открыл шлюзы для хлынувшего вскоре бедствия. Уничтожению цер­квей предшествовала их «ликвидация», т.е. закрытие. Первоначаль­ное закрытие в 1918г. с описью имущества еще не было окончатель­ным. Общинам верующих было позволено брать свои храмы в пользование. К 1920-му году относится массовая регистрация общин. 1922 год — тотальное изъятие ценностей под предлогом помо­щи голодающим (комиссии Помгол и Последгол). Так, 19 мая 1922 г. из Суздаля во Владимирский губфинотдел поступило 2 ящика и 7 сундуков с драгоценностями весом 90 пудов 32 фунта.1 В 1923 г. вышел декрет о закрытии монастырей. Вновь проводилась регист­рация общин, и многие не были перерегистрированы. Церковные здания с имуществом перешли в ведение ОНО Наркомпроса, фак­тически — музея. Отказу общин от своих церквей способствовали «обновленцы», появившиеся в Суздале. 28 ноября 1922 г. суздальс­кое духовенство вступило в группу «Живая церковь».2 В 1923 г. из 19 суздальских церквей были «ликвидированы», т.е. закрыты, все 4 монастыря, городской собор, 14 приходских церквей и 2 кладбищен­ские.3 Некоторые из них впоследствии и были снесены. В соборе еще некоторое время велась служба, а в 1929 г. он был окончательно закрыт и превращен в «собор-музей». Не последнюю роль в судьбе церковных зданий сыграло распределение их по категориям «му­зейной ценности». Эту экспертизу проделал 13 марта 1923 г. ученый специалист отдела музеев НКП В. А. Мамуровский и заведующий Владимирским губмузеем А. И. Иванов.4 Все здания были разделе­ны на 4 категории. В I категорию попали «памятники общегосудар­ственного значения», которые « в случае ликвидации общин верую­щих подлежат передаче музейному отделу в целом с иконостасом и музейными вещами и охраняются музейным отделом». В эту кате­горию, кстати, отнесли Входоиерусалимскую церковь с колокольней, что, однако, не спасло последнюю.

П-ю категорию составляли «памятники местного значения», кото­рые в случае ликвидации общин тоже «переходят под охрану и веде­ние музея... все оставшееся имущество вывозится — музейное в музей, а не музейное — в исполком». Следует заметить, что все памятники этой категории сохранены. В Ш-ю категорию зданий, «представляю­щих собой музейный интерес только со стороны внешней архитекту­ры», отнесены были церкви, из которых после закрытия «музей выво­зит музейные вещи, после чего они утилизируются исполкомом для своих потребностей при условии сохранения в неприкосновенности внешней архитектуры». В действующих церквах этой категории дого­вор предусматривал интересы музея. Из зданий этой категории не уцелел ансамбль Дмитриевской церкви. К IV категории причислялись церкви, «не представляющие никакого музейного значения», в случае закрытия которых музей «вывозит музейные вещи, если таковые ока­жутся. Дальнейшая судьба этих церквей определяется у исполкомом вплоть до сломки». Некоторые из зданий этой категории впоследствии, действительно, и были разобраны на кирпич.

В Суздале особенное влияние на судьбу церковных зданий имело Политуправление, в 1923 г. занявшие весь Спасо-Евфимиев монастырь под политизолятор, в просторечии именовавшийся «концлагерем». В 1926 г. администрация политизолятора поставила вопрос «об использо­вании зданий для строительных надобностей».5 Наименее ценной по­терей музейным работникам казалась Афанасьевская церковь, отнесен­ная в 1923 г. экспертом Мамуровским к IV категории. «В художествен­ном отношении этот храм не представляет никакой ценности как с внешней, так и с внутренней стороны, а потому Суздальский музей полагает, что это здание по соглашению с госфондовской комиссией свободно может быть предоставлено в распоряжение суздальского по­литизолятора ОГПУ для использования в строительных целях — вплоть до сломки ...безвозмездно», — писал заведующий Суздальским музе­ем В. И. Романовский во Владимирский губмузей.6 Однако музейный отдел Главнауки предложил сохранить Афанасьевскую церковь, заме­нив ее Успенской, которая тоже упоминалась изолятором и принадле­жала к IV категории. Суздальский музей на это возражал, что Афанась­евская церковь «отличается крайней простотой и полным отсутствием художественной орнаментации. Успенская церковь, тоже постройки XVIII в., в соединении с шатровой колокольней ...представляет более художественного интереса и заслуживала бы более быть сохраненной как архитектурный памятник, чем Афанасьевская церковь». Для ис­пользования в качестве строительного материала Суздальский музей предложил несколько теплых церквей из числа закрытых в 1923 г.: Борисоглебскую, Дмитриевскую, Ильинскую, Смоленскую и Предте-ченскую. «Все эти здания церквей однотипные. Они вполне могут быть обращены к использованию в качестве строительного материала».

В Суздале к концу 1926 г. оставалось лишь 9 действующих церк­вей; остальные, хотя и числились на учете и охране музейного отдела, фактически стояли закрытые и безнадзорные. Потому и разруша­лись — как бы естественным образом. В одной из своих записок о состоянии памятников В. И. Романовский упоминал в 1926 г. : «Когда началась разборка Афанасьевской церкви, то многие почтенные граж­дане Суздаля горько жаловались и упрекали музей...».7 Но и состоящие на учете, и не состоящие, но равно «ликвидированные» как цер­кви — здания разрушались одинаково. Так, разгрому подверглись оба суздальских кладбища с их церквями. Можно думать, что снос суздаль­ских церквей начался именно в эти годы — 1926-1927 с разломки Афанасьевской церкви, двух кладбищенских, разрушения оград.

В 1928 г. здания нескольких закрытых церквей были «реализова­ны», т.е. проданы в качестве строительного материала: Афанасьевс­кая — политуправлением, Всехсвятская на Знаменском кладбище — горсоветом, Боголюбовская на Златоустовском кладбище. Еще три церкви были проданы на слом музеем: теплая Иоанно-Предтеченс-кая, теплая Дмитриевская и теплая же Борисоглебская.х

В 1927 г. Суздальский горсовет ходатайствовал о сломке «полу­разрушенного здания церкви на Знаменском кладбище», и президи­ум губисполкома постановил: сломать.9

Обветшание церквей, лишившихся общин, происходило стреми­тельно. В декабре 1926 г. комиссия Суздальского горсовета, осмотрев Успенскую и Пятницкую церкви на предмет разборки оград, устано­вила, что ограды «местами разрушены и кирпич разобран, а ворот некоторых совсем нет... иконостасы данных церквей разобраны, золо­то смыто и вообще церкви представляют пустующие здания без сте­кол и оконных переплетов».10

В 1927 г. Суздальский музей и губмузей под давлением Суздаль­ского горсовета просил Главнауку НКП разрешить «вопрос о раз­борке ограды у церквей г. Суздаля, принимая во внимание, что ограда не имеет историко-художественного значения и что в Суздале имеет­ся таких памятников чрезвычайно много, поддерживать которые губ­музей все равно не будет в состоянии и что нужда в строительном материале в настоящее время здесь очень большая».11

В 1929 г. нависла угроза над Ризположенским собором, который в 1928 г. был передан политуправлению под электростанцию. На купо­лах собора обнаружены были трещины, а политизолятор, еще прежде устройства специального фундамента под динамомашины, потребо­вал сноса куполов.12 Несмотря на1 попытки Суздальского музея и Главнауки уберечь редкое трехглавое здание, купола и барабаны все же снесли, сам же памятник вообще;сняли с охраны.

В 1933-1934 гг. был разобран замечательный памятник — мрамор­ный мавзолей с наружной мозаичной иконой над могилой Д. М. Пожар­ского в Спасо-Евфимиевом монастыре. Б. .И. Романовский 17 марта 1933 г. осматривал памятники монастыря, занятого политизолятором ОГПУ. Оказалось, что уже около 10 дней шла разборка мавзолея. «По заявлению коменданта, — пишет Романовский, — разборка произво­дится по разрешению Москвы. Мрамор (каррарский) идет на построй­ку Дома советов в Москве. Работы по разборке с тщательной сохран­ностью мраморных плит производит мастер из Москвы, который про­изводит работы по сооружению мавзолея им. В. И. Ленина». Музей по­слал в Москву запрос о правильности уничтожения памятника, и 3 апреля 1934 г. получил ответ из сектора науки: «...вопрос о разборке т.н. усыпальницы князей Пожарских согласован ОГПУ с Центральны­ми государственными реставрационными мастерскими. Представитель Суздальского музея должен быть привлечен лишь в том случае, если на месте производства строительных работ в б. монастыре будут нача­ты земляные работы, могущие дать археологический материал».13

В 1933 г. Суздальский горсовет просил музей дать разрешение сломать колокольню Дмитриевской церкви и еще один храм, т.к. кир­пич потребовался на постройку городской бани. Но церкви эти пока еще уцелели.14 Вообще в 1933 г. список памятников Суздаля был пе­ресмотрен. Из зданий, отнесенных к III (последней) категории, боль­шая часть снималась с учета и разрешалась к сносу горсоветом, в том числе и снесенная через несколько лет Похвалынская церковь, Входоиерусалимская с колокольней (колокольня снесена), Иоанно-Предтеченская (теплая снесена), Ильинская теплая (снесена), Тихвинская с колокольней (колокольня снесена).15 После 1935 г. на слом была продана горкомхозом Ильинская церковь -- совхозу им. Фрунзе; комитет по охране памятников разрешил слом церквей Успенской, Тихвинской, Дмитриевской.16

В 1936 г. было принято постановление о сносе Дмитриевской, Бо­рисоглебской и Ильинской церквей; Дмитриевскую церковь попро­сил для строительства гаража суздальский техникум." 23 июня 1937 г. музей сообщал в комитет по охране памятников, что «Дмитриевская церковь наполовину разрушена».18

В 1938 г. снятию с учета подлежал еще целый ряд церквей, в т ом числе и разобранная вскоре Златоустовская, Петропавловская (сне­сена ее колокольня), Успенская (снесены колокольня и теплая цер­ковь).19

В 1937 г., по воспоминаниям очевидца, началось разрушение По­хвалынской церкви. Некто В. Гусев , приехавший в Суздаль в 1937 г., вспоминает: «В конце нашей улицы показалась церковь с пятью ок­нами, закругленными вверху. Среднее окно занимало цветное изоб­ражение женщины в церковном одеянии и надпись славянской вя­зью «св. великомученица Варвара». Изображение было уже поблек­шим. Зеленая крыша — тоже. Колокольня отличалась от других и формой, и небольшой высотой, колоколов на ней уже не было. Высо­кий летний храм этой церкви опоясывала кирпично-железная ограда с кирпичными же столбами. В углу, образованном стенами летнего храма и зимнего придела, виднелись два надгробия из белого извест­няка. Южное крыльцо летнего храма было железное и с такою же кровлей. Цоколь зимнего придела был сложен из тщательно обрабо­танных известковых камней единого размера. Напротив северного угла церкви стояла кирпичная сторожка, квадратная в плане. Угловой дом на солнечной стороне оказался новым жильем для нашей семьи... За годы жизни в нем пришлось наблюдать, как разрушали памятники архитектуры двух колоколен — одной на колхозном рынке, другой — за рекой Каменкой. Это была колокольня Тихвинской церкви. Тре­тью, Ильинскую колокольню, видел, как разрушали, издалека. Первая из них была обрушена, свалена в реку Каменку. В момент отклонения по вертикали по белому телу колокольни пробегали черные, злове­щие молнии трещин, затем — падение, грохот, туча известковой пыли... Скорбное зрелище... Церковь св. Варвары начали разрушать еще в 1937 г., когда была продана на слом ее ограда. Закончили разруше­ние после войны».20 Каменными плитами из Похвалынской церкви был вымощен пол в вестибюле РК КПСС (ул. Ленина, 78), массивные двери с металлическими ручками — из той же церкви.

В ноябре 1940 г. Суздальский горисполком принял решение о переоборудовании Петропавловской церкви под механизированную пекарню. «По производственным соображениям вызывается необхо­димость снятия колокольни, разборки колокольни до первого яруса, устройство междуэтажного перекрытия и реконструкция стен в час­ти пробойки вновь оконных и дверных проемов».21 Ныне колоколь­ня эта не существует.

Не обо всех снесенных памятниках сохранились документальные свидетельства их уничтожения. Путеводители и книги об этом и вовсе умалчивали. Так же как и об использовании церквей для нужд «социалистического строительства». Так, в 1929-1930 гг. Смоленская церковь служила клубом для сотрудников политизолятора ОГПУ; Троицкая церковь, Иоанно-Предтеченская и Крестовская хлебо­заготовительными складами, Сретенская церковь Ризположенского монастыря — клубом особого дивизиона ОГПУ, в теплой Ильинской церкви до ее сноса была красильная мастерская трикотажной артели, в теплой Богоявленской — склад льна, в Пятницкой (теплой Входоиерусалимской) — кузница учебно-показательных мастерских, в двух церквах Васильевского монастыря помещались склады животновод­ческого совхоза им. Молотова.22 В 1931 г. в аренду за плату сдавались следующие церкви: Зачатьевская в Покровском монастыре -- под инкубатор, Смоленская -- под кузницу ОГПУ, Борисоглебская -под тракторную колонну, Васильевский монастырь — под пригород­ное хозяйство. Спасо-Евфимиев монастырь в 1923-1939 гг. занимал политизолятор ОГПУ. На территории Покровского монастыря в 1932-1937 гг. существовал секретный «институт», где 19 крупнейших уче­ных-микробиологов, свезенных со всей страны, на положении арес­тантов-лагерников занимались поисками и изготовлением бактерио­логического оружия. Здесь в 1935 г. минский профессор Борис Эльберт и ученый из Москвы Николай Гайский создали первую в мире, актуальнейшую в то время противотуляремийную вакцину. В 1937 г. «институт» был расформирован, часть сотрудников расстреляна, дру­гие переведены в дальние лагеря. Все записи и пробирки с препара­тами ученые сдали в ОГПУ. Впоследствии оказалось, что ценней­шая вакцина утеряна.23

В 1939 г. в Спасском монастыре разместилась тракторная школа. Покровский собор в том же году был сдан под хлебопекарню, сме­нившую продуктовый склад,24 шатровые ворота Ризположенского монастыря заняла под склад горючего тюрьма НКВД.

К этому времени церковных интерьеров, в том числе иконоста­сов, уже почти не существовало. В 1930 г. были проданы ОГПУ для смывки позолоты иконостасы Васильевского монастыря, Цареконстантиновской, Борисоглебской, Ильинской, Богоявленской церквей.25 Такая же судьба рано или поздно постигла практически все или почти все иконостасы. Колокола, за исключением некоторых, спасен­ных В. И. Романовским, стали сырьем для промышленности.

Суздальские утраты прибавляют скорбную страницу в мартиро­логе памятников церковной культуры".

Полный текст книги на сайте РусАрх http://www.rusarch.ru/ (Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры) здесь
С уважением, Макс.
МихаилБелов
Ремесленник
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 26 апр 2010, 10:28

Re: Ошибка в атрибуции фотографии церкви

Сообщение МихаилБелов »

Макс, большое Вам спасибо за информацию. А нет ли в Вашей коллекции какой-нибудь фотографии Боголюбовской кладбищенской церкви? Или может быть хоть какая-нибудь фотография этой церкви есть у специалиста, который Вас консультировал при атрибуции фотографий из книги А.И.Аксеновой?
Я, признаться, ничего не могу разглядеть в проеме арки кладбищенских Святых ворот.
Буду Вам очень признателен.
С уважением,
Михаил
Ответить

Вернуться в «Живая история»